Следует улучшить законодательство в отношении Реабилитационных центров Диких Животных и стандартизировать базовые термины в области охраны природы.
В последнее время все чаще стали возникать вопросы, связанные с интерпретацией заявлений защитников диких птиц, которые не являются профессиональными орнитологами, но занимаются оказанием помощи попавшим в беду диким животным являясь дилетантами.
В связи с этим возникла необходимость дать определения базовых терминов данной сферы охраны природы, таких как «орнитолог», «орнитолог – любитель», «эксперт в области дикой природы, а также таких структур как «Реабилитационный Центр Диких животных», «Приют для диких животных».
От непрофессионализма дилетантов страдают как дикие животные, так и население нашей страны.
Большой ущерб защите диких животных наносят различная дилетантская информация, которая тиражируется средствами массовой информации и становится публичным мнением основанная на якобы «экспертных заключениях».
На фоне деятельности таких дилетантов, и укомплектованных непрофессиональными кадрами «Реабилитационных центров Диких Животных» возникает опасность распространения инфекционных заболеваний среди животных и людей.
Особенно сомнительна природоохранная роль таких непрофессионалов в отношении диких животных из Красной книги, которые находятся под особой охраной государства.
Отсутствие правовой определенности употребляемых понятий «орнитолог», «Реабилитационный центр Диких Животных» приведет к последующему нарастающему эффекту дезориентации общественности, в том числе должностных лиц правоприменительных органов и судов, а на следующем этапе приведет к дискредитации и профессиональному коллапсу в области Реабилитации Диких видов животных.
Полагаю необходимым на законодательном уровне дать определения терминов «орнитолог» и «любитель орнитолог», также «эксперт» – в области дикой природы или диких животных.
Базовые термины “орнитолог” и “орнитолог любитель”
Определить на законодательном уровне, что профессия «орнитолог» должна подтверждаться дипломами установленного образца о среднем профессиональном или высшем образовании, или профильными научными степенями в иных случаях использовать термин «любитель орнитолог».
Определить на законодательном уровне, что «эксперт в области диких животных» должен подтверждаться дипломами установленного образца о среднем профессиональном или высшим образовании и иметь опыт работы с дикими животными не менее пяти лет в иных случаях использовать термин «эксперт любитель».
Также законодательно разграничить понятия «Реабилитационный центр диких животных» от понятия «Приют для Диких Животных», так как это различные виды деятельности.
Реабилитационные и реинтродукционные центры Диких Животных
1. Реабилитационные центры диких животных с одной стороны являются форпостом гуманного отношения к диким животным и институтом по сохранению биоразнообразия, а с другой стороны форпостом на пути недопущения распространений эпидемий и пандемий среди диких и сельскохозяйственных животных, в том числе и антропозоонозов.
Различие «Реабилитационный центр диких животных» и «Приют диких животных» состоит в том, что если «Реабилитационный центр диких животных» требует профессионального подхода к проблемам диких животных, то «Приют диких животных» достаточен для любительской, волонтерской деятельности.
Общим критерием для «Реабилитационный центр диких животных» и «Приют диких животных» является гуманное отношение к диким животным.
В этой связи следует разграничить понятия «Реабилитационный центр диких животных» от понятия «Приют диких животных».
1.1 «Реабилитационный центр диких животных» должны быть обособленными учреждениями на основе следующих правовых форм существования – Благотворительных фондов, профильных общественных организаций, ООО, АОА, ЗАО, ИП, при этом в связи с профессиональной деятельностью основатели и генеральные директора «Реабилитационный центр диких животных» обязаны иметь профильное зоологическое ( биологическое) образование с опытом работы в данной области не менее пяти лет, и вторым руководителем должно быть лицо, имеющее ветеринарное образование с опытом работы в этой области не менее пяти лет. «Реабилитационный центр диких животных» не может находиться внутри и рядом с зоологическими коллекциями предназначенными для публичного осмотра ( зоопарки, и.т.д), в городских парках в целях недопущения разноса инфекций на территории России.
1.2 «Приют диких животных» может быть учрежден на основе следующих правовых форм существования – Благотворительных фондов, профильных общественных организаций, ООО, АО, ЗАО, ИП, а также частных лиц. В связи со спецификой организаторы и руководители «Приют диких животных» могут не иметь профильного образования, быть волонтерами.
«Приют диких животных» является не только форпостом гуманного отношения к диким животным, но еще и публичным местом, где каждый может ознакомится с историей попавшего в беду животного. Находящиеся там дикие животные прошли карантин и ветеринарное сопровождение непосредственно после их изъятия из природы, и поэтому они могут находится рядом с публичными зоологическими коллекциями, в парках и иных общественных местах. По сути приют диких животных можно определить как «паразоопарк», что является хорошим общественным посылом к гуманности. В связи с выше означенной своей важной деятельностью «Приют диких животных» не может брать под свою опеку диких животных со свободы, а только после проведения им карантина или предварительного содержания специализированными организациями. В связи с тем, что животные для приюта диких животных прошли карантин и ветеринарное сопровождение непосредственно после их изъятия из природы, он может находится рядом с публичными зоологическими коллекциями, в парках и в иных общественных местах .
Статус “Реабилитационного центра Диких Животных”
2.1 Улучшение социальной и гуманной атмосферы в России.
2.2 Обучение специалистов и волонтеров в области Реабилитации диких животных.
2.3 Проведение научно – исследовательских работ.
2.4 Разработка новых технологий в области диагностики, лечения, реабилитации диких видов животных.
2.5 Эколого-ветеринарные экспертизы популяций диких и синантропных видов животных.
2.6 Написание и издание учебно-методической литературы по реабилитации диких животных.
2.7 Организация и функционирование мониторинга по изучению действия токсических веществ диких животных.
2.8 Организация и функционирование мониторинга по изучению болезней диких животных в России.
2.9 Организация и функционирование оптимальных условий для проживания диких животных попавших в беду
2.10 Реабилитация диких животных с мониторингом их выпуска. Сбор информации и повышение эффективности реабилитационных работ. Отработка методик возврата и реабилитации. Оценка полигонов выпуска. Отработка и использование систем слежения за дикими животными во время их реабилитации.
Статус “Приюта Диких Животных”
3.1 Улучшение социальной и гуманной атмосферы в России
3.2 Организация и функционирование вольер и иных мест содержания с оптимальными условиями для проживания диких животных попавших в беду.
3.3 Организация волонтеров по спасению диких животных
3.4 Работа под непосредственным контролем федеральных территориальных ветеринарных управлений, Росприроднадзора и Реабилитационных центров диких животных или других профильных организаций .
Законодательная база Реабилитационных центров и приютов Диких Животных
В отношении работы, в том числе
под реабилитацией диких животных следует руководствоваться
Приложение II Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», в статье 24 которого определено, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 60) установил, что виды диких животных из Красной книги повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Изъятие из природной среды таких видов допускается в исключительных случаях.
Вопросы, связанные с оборотом диких животных из Красной книги (переход права пользования от одного лица к другому, в т.ч. легитимизация при поступлении из природы, смена владения при содержании в неволе, выпуск в природу) регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г.
№ 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации», на основании которого действует Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденный приказом МПР России от 15.01.2008г. № 4 , зарегистрированным в Минюсте России 13 02. 2008 г., № 11154.
Выдача разрешений на оборот осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при участии территориальных органов Росприроднадзора.
На содержание и разведение диких животных из Красной книги в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания необходимо получить разрешение в соответствие с Административным регламентом Росприроднадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России 30 10.2007 г. № 279, зарегистрированным в Минюсте России 10. 12. 2007 г., № 10666.
Важным элементом в системе мер охраны диких животных являются Красные книги субъектов Российской Федерации, по ряду аспектов приравненные по статусу к федеральной Красной книге (статья 24 Федерального закона «О животном мире».
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О животном мире» Российская Федерация передает ряд важных полномочий в области охраны и использования животного мира, для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, среди переданных полномочий – ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ статья 2.2.Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных. В частности в отношении подобранных диких животных должен быть установлен карантин, проведение диагностических мероприятий с целью недопущения распространения и ликвидации очагов заразных и иных болезней животных.
С глубоким уважением,
Главный ветеринарный врач и главный орнитолог Госпиталя птиц Зеленый попугай, почетный член Башкирского республиканского орнитологического общества, судебный ветеринарный и санитарный ветеринарный эксперт, орнитолог, эксперт СИТЕС, кандидат биологических наук В. В. Романов
Вы можете подписать петицию , если пройдете по ссылке:
Госпиталь птиц "Зелёный попугай" - лечение попугаев и врачи орнитологи в Москве и Санкт-Петербурге.
Вам понравился материал?