Бепрецендентная нефтяная катастрофа случилась на сегодняшний момент в Мексиканском заливе , которая по своим последствиям вполне сравнима и даже превосходит любые пандемии животных. Авария происшедшая 20 апреля в ходе нефтяных буровых работ ,взрыв, ставший причиной пожара и причиной гибели 11 человек., с последующим затоплением платформы и как следствие: трубопровод, соединявший Deepwater Horizon с так называемым противосбросовым предохранителем (blowout preventer - BOP), установленным непосредственно на скважине, оказался сломанным. В результате утечка нефти возникла сразу в трех местах. С того момента в море, по оценкам Береговой охраны США, вылилось 1,6 миллиона галлонов (около 6 тысяч кубических метров) углеводородов. По некоторым данным, каждый день из скважины выливается 210 тысяч галлонов (около 5000 баррелей) нефти. Не удается ликвидировать утечку, ни сдержать разлив нефти на поверхности. Нефтяное пятно
пытаются остановить с помощью боновых заграждений- но тщетно! Крайне неблагоприятные погодные условия в Мексиканском заливе - сильный ветер и волнение на море - резко снизили эффективность этой меры. По сути мы сейчас имеем постоянно действующий нефтяной гейзер, который специалисты планируют остановить только через длительное время! С каждым днем экологическая обстановка ухудшается и к каким последствиям она приведет остается только догадываться. По опыту Российского госпиталя птиц даже наши аварии с нефтью, унесшие тысячи и тысячи птичьих жизней , будет лишь каплей по сравнению с глобальной гибелью которая уже сейчас надвигается на морскую фауну Америки. Напомним о последних катастрофах происшедших недавно в Российской Федерации:
11 ноября 2007г. во время шторма в районе 451 якорной стоянки морского порта "Кавказ" в зоне Керченского пролива произошло крушение 4 судов: танкера "Волгонефеть-139", сухогрузов "Вольногорск, "Нахичевань" и "Ковель". Танкер "Волгонефть-123" с грузом мазута получил серьезные повреждения корпуса.
С разломившегося танкера «Волгонефть-139» разлилось от 2 до 3,8 тыс. т. нефтепродуктов. По утверждению контролирующих органов разлив топлива с затонувших сухогрузов незначителен – около 50 т. Наиболее сильно загрязнен западный берег косы Чушка. Мазут появился в Азовском и Черном море, частично в Таманском заливе. Российским Госпиталем Птиц Зеленый попугай были проведены мониторинг и реабилитация птиц близлежащих акваторий, непосредственно прилегающих к пораженной области, а также был проведен мониторинг по оценке эффективности реабилитации пораженных птиц. По опросным данным к 22 ноября 2007 года погибло, в основном на косе Чушка, не менее 10 тысяч птиц. Несколько тысяч сильно загрязненных птиц находилось в околоводной растительности у восточного берега Чушки. На ключевой орнитологической территории (КОТР) «Тамань», частично попавшей в зону разлива, находилось до 30 тысяч птиц. Часть из них была загрязнена. Виды птиц следующих отрядов подвергшихся непосредственной контаминации мазута : отряд поганкообразных Podicipediformes ,отряд журавлеобразных Gruiformes ,отряд пеликанообразных Pelicaniformes, отряд гусееобразных Anseriformes, отряд ржанкообразных Charadriiformes.
Через Краснодарский регион на момент катастрофы с 15 ноября 2007г проходил большой миграционный поток птиц из северных районов России в южном направлении. Причем часть миграционного потока подверглись контаминации мазута ( нефти) и погибли сразу (ориентировочно от 10.000 особей и выше), Другая часть миграционного потока поражена нефтью - количество его оценивается в несколько тысяч птиц- 3-4 000 .Все птицы с контаминацией нефти имели как функциональные, так и органические патологические изменения в печени, почках, легких и желудке, то есть поражения носили системный характер. Вследствие воздействия нефтяных продуктов в легких птиц отмечались выпоты, ателектазы, жировая дистрофия печени, некроз кутикулы желудка.Наличие среди условно патогенной микрофлоры пораженных диких птиц таких микробов как Streptococcaceae Fam.Nov и Staphylococcus Rosenbach позволяло говорить об начавшемся инфекционном процессе, носящий безусловный секундарный характер. Отмечено, что при отсутствии помощи вся пораженная птица неизбежно погибала. Несмотря на проводимые ветеринарные противотоксические мероприятия вся большая и малая чомга гибнет ( из за специфики содержания в неволе и из за стресс-факторов), поэтому проводить работу по отмыванию чомг - нецелесообразно , в то время как лысухи, утиные оказались более перспективны для спасения.
Опыт госпиталя птиц перекликается с мировым опытом: загрязнение нефтью птиц отнюдь не носит единичный характер и встречается повсеместно: по сообщению Anderson Daniel W и др., 1996. В 1990 и 1992 гг. отлавливали загрязненных нефтью калифорнийских бурых пеликанов; Pelecanus occidentalis в юж. части Калифорнийского залива. После проведения реабилитации бурых пеликанов отпускали на свободу. Даже оставшиеся в живых после реабилитации бурые пеликаны не проявляли гнездовой активности в течение 1 и 2 лет (разные группы выпущенных птиц). Напротив, меченные крачки гнездились. Данные показывают, что те усилия, к-рые сейчас применяются для реабилитации загрязненных нефтью бурых пеликанов не восстанавливают их полностью и не возвращают птиц в когорту гнездящихся особей. Sharp Brian E , 1996 отмечал, что в северной Америке обработаны возвраты колец от птиц, к-рые были пойманы в море с загрязненным нефтью оперением, отмыты, окольцованы и выпущены.
Всего получено 127 возвратов колец от 3200 выпущенных птиц 13 видов. Оказалось, что от выпуска до возврата колец было всего несколько дней или недель; это говорит о том, что отмытые птицы вскоре после выпуска погибали. Burger Joanna. 1997 - у берегов Нью-Джерси (США) французский танкер "Анитра" разлил 150000 л сырой светлой нигерийской нефти. 21-23/V исследовали кормовое поведение песчанок и перепончатопалых галстучников на загрязненных участках побережья. Песчанки и перепончатопалые галстучники , с сильно загрязненным нефтью оперением меньше, чем слабо загрязненные кулики, затрачивали время на кормежку и больше времени стояли и чистили оперение. Указанные изменения в кормовом поведении песчанок и перепончатопалых галстучников могут оказаться фатальными для них или привести к значительному снижению репродуктивного успеха, если они смогут достичь мест гнездования. Day Robert H и др.. 1997.:Танкер Эксон Вальдез сел на мель в заливе Принца Уильяма 24/III 1989 г. в рез-те чего в море вылилось 41 тыс. т нефти . Численность 6 видов птиц восстановилась в 1991 г., а у остальных 6 видов, в т. ч. длинноносый крохаль и серокрылая чайка, не отмечено признаков улучшения состояния популяций. Fowler Gene S и др, 1995г проводили гормональные исследования: У самок с загрязненным оперением обнаружен более высокий уровень кортикостерона. Только немногие пары, у которых один или оба партнера имели загрязненное оперение, позднее имели гнезда с яйцами. Таким образом , даже небольшое загрязнение существенно влияет на размножение.
По биохимическим анализам отмечается следующее (Kajigaya Hiroshi, Oka Nariko.1999г.) - нарушается солевой обмен в рез-те воздействия нефти на слизистую оболочку кишечника. По ряду морфологических и биохимических показателей отмечается развитие признаков стресса. Тот же автор Oka Nariko, 1998 проводил работы после аварии российского танкера "Находка" в Японском море в январе 1997 г., на побережьях было найдено 1315 погибших или умирающих птиц; 90 из них удалось спасти, отмыть оперение и выпустить на свободу. Для большинства видов птиц такая реабилитация оказалась бесполезна: большая часть выпущенных чистиковых и уток вскоре погибала. Выпущенные после реабилитации пеликаны выжили, но больше не размножались. Wernham Chris V., Williams Tony. 1998. указывал, что, результаты исследования в Сев. Америке и в Великобритании, показали, что выживаемость птиц, чье оперение было загрязнено нефтью, после проведенной реабилитации ( отмывание оперения специальными химикатами) оказалась очень низкой. Однако, реабилиатация бурых пеликанов Pelecanus occidentalis в Сев. Америке и, особенно, реабилитация капских олушей Morus capensis и ослиных пингвинов Spheniscus demersus в юж. Африке оказалась относительно более успешной. Whittington Philip и др так говорил о бесполезности работ по отмыванию птиц: В большинстве регионов мира отмывание нефти с оперения птиц оказывается бесполезным занятием - выпущенные птицы скоро гибнут. Однако, подобное восстановление оперения у хохлатых пингвинов ( Spheniscus demersus) в Южной Африке оказалось успешным. Когда в июне 1994 г затонул рудовоз, около 10 тыс хохлатые пингвины оказались в нефти; >5 тыс хохлатых пингвинов было отмыто, 4086 из них - помечено. По крайне/ мере 57% помеченных птиц успешно гнездилось, некоторые выдержали даже повторное загрязнение нефтью и отмывание в 1995 г. Смертность среди отмытых хохлатых пингвинов, видимо, нисколько не больше таковой у интактных хохлатых пингвинов: две самые старые известные птицы в колонии были именно отмытые особи.
Однако (Huffman Stacey, 1999), в экспериментах с кряквами обмазывали нефтью с целью имитации попадания в зону разлива нефти. Через 24 ч нефть отмывали. Активность АСТ крови через сутки после воздействия и в отдаленном периоде после отмывания не отличалась от контроля. Через 5 дней после воздействия нефти содержание в крови мочевой к-ты незначительно возрастало или не изменялось. Через 6 недель после воздействия содержание мочевой к-ты было нормальным. Сделан вывод, что быстрое оказание помощи птицам в зоне разлива нефти предотвращает развитие интоксикации.
Таким образом можно сделать заключение о том, что к сожалению настоящая Мексиканская катастрофа унесет тысячи и тысячи жизней , и окажутся на грани вымирания многие эндемичные виды животных Америки зависимых от океана.