Круглосуточный телефон справочной ветеринарно-орнитологической службы

Москва. Госпиталь птиц +7(495)223-09-02, +7(926)608-43-46
МО г. Балашиха, Шоссе Энтузиастов д. 1, сзади ТЦ "Светофор"
Санкт-Петербург. Госпиталь птиц +7(921)771-60-31, +7(812)497-27-07
СПб, ВО, ул. Карташихина д. 12 с 11:00 до 20:00
Консультация орнитолога Москвы и СПб
+7(926)608-43-46



Балашиха - лечение собак, кошек, грызунов и рептилий
+7(495)521-84-50, 524-11-81

Отдел продаж и доставки на дома из питомника +7(925)072-65-10
Поиск




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЖИЗНИ НА ВОЛЕ ПТЕНЦОВ ЯСТРЕБА-ТЕТЕРЕВЯТНИКА (Accipiter gentilis)


 

к.б.н.Романов В.В Госпиталь птиц «Зеленый попугай», г. Балашиха, Московская область

Возвращение птенцов хищных птиц на волю

Возвращение птенцов хищных птиц в природу – актуальная задача в настоящее время. Эта программа должна действовать в рамках ветеринарной медицины в реабилитационных центрах. Возврат ли птенцов после реанимации и реабилитации в условиях стационаров ветеринарных клиник, или возврат, как в нашем случае, птенцов ястребов-тетеревятников после конфискации, или возврат в природу взрослых птиц после их лечения, представляет огромную проблему в современной орнитологической медицине. Для возврата хищных птиц в природу оказались применимы некоторые методы их подготовки к соколиной охоте. Однако в специальной литературе, посвященной соколиной охоте, мы не обнаружили приемлемой описанной методики дрессировки хищных птиц, ориентированной на выпуск  обученных птиц на волю. С этой целью автором и другими сотрудниками нашего госпиталя птиц была предпринята попытка, создать для конфискованных ястребов–тетеревятников оптимальную методику приручения и последующего обучения охоте, а затем выпуска птиц на волю, с целью обогащения существующего лесного биоценоза в Окском государственном биосферном заповеднике.

Этапы подготовки ястребов к возврату жизни на воле

Первый этап: дрессировка птиц, в которую входит вынашивание птиц на руке в перчатке, приучение кормиться с руки, и с вабила. Выноска птицы необходима для того, чтобы она начала спокойно реагировать на окружающие раздражители и сидеть на руке, а также спокойно реагировать на прикосновение оператора. В первый день после начала работы ястреба пеленали и носили в условиях стационара госпиталя птиц и за его пределами на улице. За этот период ястреб привыкал к окружающему миру, а затем, вечером в полутемной комнате его распеленывали и сажали на руку. Так как птица устает за период выноски, она ведет себя на руке более или менее спокойно: отряхивается, поправляет крылья. Ей сразу же предлагается корм в виде мяса крысы, мыши. При этом следует направлять свет настольной лампы прямо на корм, оставляя в тени оператора и саму птицу (свет должен быть неярким). Как правило, птица после адаптации делала несколько поклевов и начинала есть. Внимание ее привлекали небольшим подергиванием даваемого корма другой рукой. Если птица, все же, не ела, то всю процедуру повторяли на другой день. Кормили ястребов исключительно на руке или на вабиле. После того, как птица посидела немного на перчатке, ее сажали на присаду в садок, так как она должна хорошо отдохнуть в спокойном месте. На следующий день, с рассветом, ее брали на руку и носили, выбирая тихие места, периодически предлагая корм. Во время выноски полезно растягивать дачу корма на весь день – так лучше устанавливалась связь «оператор – птица». После того, как птицу носили все утро, примерно до 10-11 часов, ее  сажали на присаду, которая устанавливалась в поле зрения так, чтобы она постоянно видела оператора и окружающих людей. Время от времени  брали птицу на руку и носили, а затем снова сажали на присаду. Вечером, за несколько часов до полной темноты, ее опять брали на руку и носили, пока не стемнеет. Действовали таким образом, пока птица не начинала хорошо сидеть на руке и спокойно относиться к окружающим, на что потребовалось 3-4 дня. Психологическую нагрузку постепенно увеличивали. Ястреба прикармливали в незнакомой обстановке. После того, как оператор своим появлением вызывал хорошо видимую пищевую реакцию, переходили к следующему этапу. Второй этап: позыв птицы на руку, позыв птицы на вабило в помещении. Начинали в замкнутом пространстве. Сначала приманивали птицу на расстояние птичьего шага, затем постепенно удлиняли расстояние, добиваясь от птицы быстроты прилета на руку. В руке для приманки находится птичий корм в виде небольшого кусочка мяса. Тренировку  начинали, когда ястреб был голоден. Звали птицу на свист, а также на односложное восклицание – «Айфа!» 3-7 раз, если же она не шла на руку, то  откладывали тренировку на час-другой. После выполненного задания, птицу умеренно накармливали, тренировку проводили 2 раза в день – утром и вечером. Когда подзывали ястреба, то становились к нему спиной, и протягивали руку от себя параллельно земле и издавали позывной звук. Птица быстро привыкала к специфичному позыву. Постепенно увеличивали расстояние в комнате до предела. Добивались при этом не столько частоты прилета, сколько моментального реагирования на позыв. Аналогично действовали с вабилом. Сначала птица прикармливалась на нем, затем подманивали ее на вабило. Третий этап: позыв птицы на руку, позыв птицы на вабило на воле.  Переходили к занятиям с ястребом в поле. Там все начинали с самого начала - т.е. птица перешагивает на руку, затем постепенно удлиняли расстояние прилета. От птицы добивались полета с первого позыва. Если птица не летела сразу же, откладывали работу на час-другой или даже на следующий день, смотря по состоянию ее упитанности. Тщательно следили за упитанностью ловчей птицы, путем прощупывания киля, оценивая ее по 6-ти бальной шкале. Во время обучения ястреба в полевых условиях, за опутинки привязывали прочный тонкий шнур или 1 мм леску намотанную на спиннинговую катушку. С помощью шнура постепенно увеличивали расстояние взаимодействия птицы с оператором.  Если же, птица в процессе обучения в привязанном виде отвлекается и срывается в сторону, оператор, сматывая катушку, подходил к ней, на достаточно близкое расстояние и опять предлагал сесть на руку. Если же она опять срывалась, повторяли еще раз до тех пор, пока птица не садилась  на руку оператору. Дрессировали ястребов на большом поле. Большинству ястребов  хватало 10-15 дней для обучения прилету на руку хозяину и на вабило. На данном этапе практиковали подходы к птице. Птицу сажали на дерево и привязывали, а затем оператор внезапно появлялся перед ней. Так повторяли до тех пор, пока птица не переставала срываться при  появлении оператора. После завершения этого цикла приступали к следующему этапу. Четвертый этап: следование за оператором. Ястреба приучали следовать за оператором таким образом: звали его с дерева, где он сидит, на руку, а когда он подлетал, убирали руку. Ястреб садился на другое ближнее дерево, оператор отходил и повторял то же самое, после чего ему подпускали добычу. В следующий раз отходили, так, чтобы он потерял оператора из виду, птица начинала волноваться и искать оператора (или, по мере отхода, сразу же перемещалась за ним). После этого подпускали добычу, тем самым, закрепляя успех следования. Начинали обучать птицу около границы леса с полем, а затем продолжали в лесу. Пятый этап: выпуск на волю. После того, как птицы прилетали к оператору с достаточного расстояния (70-100 м) с различных предметов, и следовали за ним, их выпускали в свободное существование в природе. Во время свободной жизни на воле ястреба сначала находились на различных возвышенностях (крышах дома, сараев, столбов) перелетая с одного предмета на другой. Затем ястреба перемещались в лес и далее по деревьям к заболоченному участку. Возвращались ястреба за кормом утром к 5 часам, к 10 часам и вечером к 19-20 часам. В остальное время ястреба начинали самостоятельную охоту за мелкими воробьиными птицами. Шестой этап: выпуск на волю. В процессе выпуска молодых птиц (слетков) прикармливали в выпускной вольере на подходящем корме, а затем открывали выпускную вольеру предлагая той самой охотиться, а в случае неуспешной охоты возвращаться  обратно в выпускную вольеру. По мере освоения жизни на воле ястреба уходили обратно в природу - создавая новую популяцию диких птиц. Выводы 1.     Апробированная методика оказалась весьма эффективной для приручения птиц, а затем и обучению к жизни на воле. 2.     Дальнейшее постепенное одичание, с возвратами хищных птиц за кормом, при условии неэффективной охоты, оказалось оптимальным для постепенного возвращения птиц в естественный биоценоз, что существенно повысило процент успешно реинтродуцируемых птиц. 3.     Данную методику можно рекомендовать для реабилитации дневных хищных птиц в природные местообитания. Литература Алискеров С.В. 2005. Зависимость результатов охоты от физического состояния ловчей птицы // Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках. Вып.14, - М.: Московский зоопарк, с. 73. Галушин В.М.  2005. Проблемы сохранения балобана и других крупных соколов России. // Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках.  Вып. 14, -М.: Московский зоопарк, с. 9-23 Романов В.В. 2002. Лечение, содержание и дрессировка птиц. Монография. Summary Romanov .V.V.  Teaching Young Goshawks (Accipiter gentilis) the Skills of Survival in the Wild. The paper describes the original techniques of training Goshawks to accept food from the hand in a definite location.  The goal of this training is to ensure the bird’s regular return to the feeding location until it is able to hunt by itself.

Дальнейшее постепенное одичание, с возвратами хищных птиц за кормом, при условии неэффективной охоты, оказалось оптимальным для постепенного возвращения птиц в естественный биоценоз, что существенно повысило процент успешно реинтродуцируемых птиц.




Форма связи



Похожие записи